Налоговые проверки и процедуры - небольшое руководство для налогоплательщика

  1. Кто проводит налоговые проверки?
  2. Цель налоговой проверки
  3. Как начинается налоговая проверка?
  4. Курс налоговой проверки
  5. Прекращение налоговой проверки
  6. средства правовой защиты
  7. Возможность корректировки декларации после налоговой проверки
  8. Смотрите также

По оценкам Минфина, на конец ноября 2012 года налоговые поступления, предусмотренные бюджетным планом, были реализованы только на 86%. Правительство предпринимает шаги по увеличению налоговых поступлений на протяжении многих месяцев. Налоговые изменения, пересмотр международных соглашений по предотвращению двойного налогообложения и международное сотрудничество в области обмена налоговой информацией служат этой цели. Можно также ожидать, что в 2013 году одной из мер, ведущих к реализации предполагаемых доходов бюджета, станет контроль правильности налоговых расчетов.

Поэтому напоминаем, какие процедуры контроля могут ожидать налогоплательщики. Знание этих процедур важно, потому что они различаются между собой объем, форма решения, режим обжалования. Для налогоплательщиков особенно важно, могут ли они после завершения данной процедуры контроля представить исправление декларации и смогут ли они избежать уголовно-налоговой ответственности в случае выявления нарушений. Лицо, которое произвело юридически эффективную корректировку декларации вместе с обоснованием причины исправления и выплатило налоговую задолженность немедленно или в течение срока, установленного уполномоченным органом, не подлежит наказанию за налоговое или налоговое правонарушение.

Ниже приводится краткое изложение основных процедур, которые подробно регулируются в Налоговом кодексе и Законе о налоговой проверке.

Кто проводит налоговые проверки?

Налоговая проверка проводится налоговым органом первой инстанции, компетентным для данного налогоплательщика и для урегулирования определенного налога. Властями первой инстанции являются: глава налоговой инспекции, начальник таможни, глава общины, мэр, президент города, старость, маршал провинции. Так, например, в области урегулирования CIT, налоговый орган, проводящий налоговую инспекцию, будет руководителем налоговой инспекции, в которой налогоплательщик в настоящее время уплачивает данный налог. Если во время налоговой проверки происходит событие, которое меняет юрисдикцию налогового органа, например, в связи со сменой юридического адреса налогоплательщика, орган, инициировавший разбирательство, все еще будет компетентным для завершения проверки.

В случае контроля за соглашениями об определении цены сделки, проверяющим органом является министр финансов.

Цель налоговой проверки

Целью налоговой проверки является проверка соответствия контролируемого лица обязательствам, вытекающим из налогового законодательства. Если, например, налогоплательщик обращается за возмещением НДС, руководитель налоговой инспекции начинает налоговую проверку, чтобы проверить, требуется ли возмещение НДС и правильно ли рассчитана сумма налогоплательщиком.

На практике налоговый контроль является первой процедурой, инициированной налоговыми органами для проверки правильности налоговых расчетов. Его инициирование не всегда свидетельствует о подозрениях налоговых органов о наличии нарушений. Только после возможного обнаружения нарушений и неспособности налогоплательщика исправить декларацию, власти начинают процедуру, определенную как налоговое разбирательство, заканчивающееся решением по размеру, то есть решением, определяющим налоговую задолженность.

Как начинается налоговая проверка?

Контроль инициируется ex officio путем предоставления письменного разрешения инспектируемому или уполномоченному представителю. Поэтому инициатива проведения налоговой проверки принадлежит налоговому органу; налогоплательщик не может инициировать налоговый контроль по собственному желанию.

Налоговые органы обязаны информировать контролируемое лицо о контроле. Уведомление о намерении инициировать контроль подается не менее чем за 7 дней до его начала. Налоговый кодекс, однако, предусматривает исключения из принципа предварительного уведомления о контроле (например, контроль за возмещением НДС).

Аудитор обязан предоставить контролируемое официальное удостоверение личности и дать ему разрешение на проведение проверки. В исключительных ситуациях можно инициировать проверку «идентичности»; в этом случае инспектор обязан предоставить разрешение на проведение проверки в течение 3 дней с момента ее начала.

Налоговый контроль заносится в бухгалтерскую книгу, которую ведет налогоплательщик.

Курс налоговой проверки

Как правило, налоговый контроль осуществляется в присутствии контролируемого лица, если только он не подает в письменной форме заявление об отказе от непосредственного участия в контрольной деятельности.

Налоговая проверка, как правило, проводится в зарегистрированном офисе или в месте хранения документации и ведения бизнеса. Контролеры имеют право входить в здания, право осматривать, проводить слушания. Проверяемый обязан предоставить аудиторам файлы и записи, относящиеся к предмету контроля. Кроме того, проверяемый должен разрешить аудиторам регистрировать доказательства и представлять переводы документов, выполненных на иностранном языке.

Прекращение налоговой проверки

Проверка должна быть завершена в срок, указанный в разрешении. Налоговый контроль заканчивается в день выдачи протокола контролируемого контроля.

В акте проверки документируется ход проверки и выводы, касающиеся проверки бухгалтерских книг налогоплательщика, если такое исследование имело место.

Доставка контрольного протокола не равносильна налоговой оценке. В отчете содержится описание фактических выводов и юридическая оценка дела, однако без указания налогового обязательства на этом основании.

средства правовой защиты

Контролируемый, кто не согласен с положениями протокола, может представить оговорки или разъяснения с соответствующими доказательствами в течение 14 дней с момента доставки отчета.

У аудитора есть 14 дней, чтобы рассмотреть и уведомить контролируемое лицо о том, как решить вопрос. В случае непредставления возражений или объяснений предполагается, что контролируемое лицо не ставит под сомнение выводы контроля.

Возможность корректировки декларации после налоговой проверки

В ходе налоговой проверки право на исправление декларации приостанавливается.

В акте проверки, заканчивающем эту процедуру, налоговый орган должен описать обнаруженные нарушения и сообщить налогоплательщику о возможности исправления налоговой декларации. Налогоплательщик может исправить декларацию в конце проверки, принимая во внимание все или некоторые оговорки налогового органа.

Если налогоплательщик не согласен с выводами налоговых органов, он не может исправить декларацию и не производить налоговые расчеты в соответствии с руководящими принципами протокола контроля. Однако в этом случае налогоплательщик рискует, что налоговые органы начнут следующую процедуру измерения, то есть налоговое разбирательство, которое может привести к принятию решения, в котором, например, указано налоговое обязательство или возврат налога в размере, отличном от указанного налогоплательщиком в декларации.

Джоанна Субзда   налоговый консультант, финансовый партнер ATA Джоанна Субзда
налоговый консультант, финансовый партнер ATA

Эта статья носит исключительно информационный характер и является публикацией, вдохновленной содержанием газетных статей, толкований налоговых органов и решений административных судов. Это не является советом или налоговым или юридическим заключением по смыслу ст. 2 параграф 1 и ст. 31 Закона о налоговых консультациях (Законодательный вестник 1996 года № 102, пункт 475 с поправками) и отражает взгляды, высказанные авторами публикации. ATA Tax Sp. z o. o. не несет ответственности за возможные последствия решений, принятых на их основе.

Смотрите также

  1. Налоговое производство - цель и курс
  2. Налоговый аудит - пробег и средства правовой защиты
  3. Проверка деятельности - немного формализованная процедура проверки