Хочу быть помощником судьи

Судебная реформа - это не только о судьях. Эту истину часто забывают, говоря об изменениях, очистки и обновления системы.

Вместе с судьями ее формирует еще огромное количество людей, которые работают над организационным обеспечением работы суда и, в частности, помогают самым служителям Фемиды.

Помощники судей - большая звено судебной системы, созданная для обеспечения организационной эффективности судьи и сокращение его временных затрат.

7024 - такая штатная численность помощников судей в местных и апелляционных судах Украины. Эта цифра не включает помощников судей Верховного Суда и не означает, что именно столько их сейчас работает.

К слову, штатное количество судей - почти 8500, однако в последние годы большая их часть уволилась сама была уволена за нарушение присяги, поэтому в судах не хватает около трети служителей Фемиды.

Именно из-за нехватки судей и потребность заместить вакантные должности в апреле 2017 Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) объявила отбор на должности судей местных судов.

По условиям отбора, шансы стать судьями первых инстанций получили юристы с пятилетним опытом работы и помощники судей, которые в течение указанных пяти лет имеют трехлетний опыт работы в этой должности.

Для последних ВККС подготовила особые условия - судьями они имеют шансы стать значительно раньше, чем остальные претенденты. Это обусловлено коротким обучением в Национальной школе судей, для помощников продлится 3 месяца, а для остальных - 12.

Должность помощника фактически первой ступенькой на пути к должности профессионального судьи. К примеру, по меньшей мере 11 из 23 судей Деснянского райсуда Киева перед назначением на должность судьи работали на должностях помощников.

Судебная реформа - это не только о судьях

Как и кто становится помощниками судей в Украине?

Согласно закону, помощником судьи может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и свободно владеющий государственным языком. Отбор помощников судьи осуществляют самостоятельно.

О конкурсные принципы отбора, стажировки или повышения квалификации помощников судей в законе не идет. Поэтому, чтобы стать помощником судьи, фактически нужно только иметь документ, подтверждающий получение высшего юридического образования, а также важно "нравиться" судьи.

В Украине отсутствуют какие-либо конкурсы на должности помощников судей, а решение по кандидатурам единолично принимает сам судья. Следовательно, в декларациях родственных связей часто встречаются судейские дети и родственники с должности помощника.

Ярким примером судейской карьеры родственников судей является судья Кассационного административного суда в составе Верховного суда Смокович М.И. Сейчас судьей Волынского окружного административного суда является сестра Смоковича (Смокович Вера), а судьей Ореховского райсуда Запорожской области - племянник Смоковича (Смокович Михаил).

Оба, согласно декларацией родственных связей судьи Смокович М.И., перед назначением на должность судьи долгое время работали помощниками судей.

Полномочия и ответственность

Помощники судей играют важную роль в процессе, поскольку фактически приобщены к решениям.

Помощник судьи должен минимизировать временные затраты служителя Фемиды на анализ правовых актов, на основе которых будет происходить решения судебного дела.

Он же, по поручению судьи, готовит проекты запросов, писем, других материалов, связанных с рассмотрением конкретного дела, проекты судебных решений, других процессуальных документов, принимаемых судьей или под председательством судьи, исполнительных документов.

Таким образом, помощник судьи выполняет очень важную работу, результаты которой непосредственно влияют на решения, принятые судьей.

Контроль и ограничение

Весной 2016 законом о государственной службе был лишен статуса госслужащего немало категорий должностей. В том числе и помощников судей.

Такие изменения были призваны сократить "армию" государственных служащих, перед которыми государство несло значительные финансовые обязательства.

Лишение помощников судей статуса госслужащего означает, помимо прочего, что на них не распространяется действие закона о предотвращении коррупции.

В таком случае помощники судей могут быть членами политических партий, заниматься другой оплачиваемой (кроме ограничений, установленных законом) или предпринимательской деятельностью, а также входить в состав правлений, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательных советов коммерческих предприятий.

Вместе с тем помощники судей не имеют ограничений по получению подарков и не подают электронных имущественных деклараций.

Похоже, что помощник судьи, занимается подбором законодательства для решения судебного спора и по поручению судьи пишет проекты судебных решений, может параллельно работать в юридических фирмах, которые могут обслуживать интересы сторон в судебном споре.

И при этом общество не имеет возможности контролировать деятельность таких лиц, по крайней мере через проверку их деклараций.

Влияние и коррупция

Отсутствие по помощников судей ограничений, установленных законом о предотвращении коррупции, является важным фактором ввиду того, что помощники работают в тесной связи с судьями и имеют доступ к влиянию на решения и к важной информации.

Такая позиция порождает риски вовлеченности помощников к коррупционным действиям.

Одним из показательных примеров является уголовное производство по помощницы судьи Соломенского райсуда Киева, которая, по версии следствия, в мае-июня 2016 года принял предложение своего знакомого (адвоката), заинтересованного в ходе расследования одного из уголовных производств НАБУ, и начала оказывать ему для дальнейшего информирования третьих лиц сведения о поступлении в суд ходатайств от детективов Бюро.

13 декабря 2017 обвинительный акт по помощницы поступил в Соломенский райсуд Киева.

Помощница судьи уже Апелляционного суда Киева, по версии следствия, ввела в заблуждение гражданина о возможности вынесения положительного решения в его интересах коллегией судей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел по 23 000 долларов США (более 627 000 гривен).

Осуществляя поиск в сети Интернет, можно найти немало информации о коррупционных правонарушениях со стороны помощников судей, которые в целом аналогичны описанным выше примеров уголовных производств.

Наличие таких уголовных производств является дополнительным доказательством значительных коррупционных рисков, влияющих на работу помощника судьи и на качество правосудия в целом.

Поэтому отсутствие рычагов контроля за работой помощников судей со стороны государства и общества только увеличивать коррупциогенные риски и способствовать безнаказанности.

вместо выводов

Анализируя вышесказанное, можно говорить, что во время судебной реформы не было уделено достаточного внимания такой важной части судебной системы, как помощники судей.

В результате мы имеем ситуацию, когда исключительно от самого судьи зависит назначение кандидатов на должность помощника, который имеет значительные коррупциогенные риски, дает привилегии при назначении на должность судьи, а также позволяет судьям контролировать деятельность помощников.

Критически низкий уровень доверия общества к судьям и судопроизводства в Украине в целом говорит о том, что реформировать нужно не только какие-то части системы, а все ее комплексные составляющие.

Лилия Дроздик, Иван Пятак, "ЧЕСНО.Фильтруй суд!", Специально для УП

Как и кто становится помощниками судей в Украине?