Был создан индекс цен на новые автомобили

Рис. архив

За последние 10 лет средняя цена нового автомобиля выросла примерно на 70 процентов. Самар будет сообщать цену новых автомобилей каждый месяц.

Институт исследований автомобильного рынка Samar в сотрудничестве с DNB Bank Polska объявил о намерении регулярно публиковать индекс цен на новые автомобили под названием samarDNB. Это первый отраслевой показатель, основанный на полных данных, собранных на отечественном автомобильном рынке. Индекс рассчитывается на основе данных об объеме продаж и ценах за единицу (включая рекламные цены) всех доступных марок легковых автомобилей и автофургонов.

Создатели хотят, чтобы созданный индекс стал одним из экономических индексов. - Данные, которые мы собираем более 20 лет, позволяют нам надежно изучать существующие тенденции и искать связи между показателями, разработанными для автомобильного рынка и экономики. Их знания могут помочь игрокам рынка принимать решения относительно будущего развития, - объясняет президент Samar Wojciech Drzewiecki.

Значение индекса в мае 2015 года составило 168,5 при ориентире 100 в 2004 году. Месяцем ранее было 180,2, а в марте 168,7.

Индекс samarDNB является агрегированным индексом и измеряет скорость изменения общей стоимости всего автомобильного рынка в Польше. Расчеты основаны на данных об объеме продаж легковых автомобилей на польском рынке и каталожных ценах 65 производителей, которые с января 1998 года продавали легковые автомобили в Польше. Данные о структуре продаж определяются системой взвешивания, которая позволяет рассчитать средневзвешенную цену конкретных автомобилей.

Индекс присуждается восьми автомобильным компаниям, чьи бренды составляют 91% продаж легковых автомобилей в Польше. Весовые коэффициенты отдельных компаний составляют: Volkswagen - 27%; Ford - 18%, Hyundai - 10%, Renault и Opel - 9%, Toyota - 8%, Peugeot - 7% и Nissan - 3%.

Как подчеркивают авторы индекса, в последние годы средние цены на автомобили в автосалонах кажутся довольно независимыми от индекса потребительских цен ИПЦ, но они показывают довольно сильную связь с динамикой средней заработной платы в предпринимательском секторе. В мае 2015 года совокупный индекс цен на автомобили составил 168,5 (цены были на 68,5% выше, чем в среднем в 2004 году), а на заработную плату - 172,1 (на 72,1% выше). Сравнение совокупного индекса цен на автомобили и динамики заработной платы (на уровне 2014 года = 100) показывает, что после периода относительно динамичного роста цен на автомобили в 2004-2007 годах, а затем и значительных скидок во время кризиса, с 2010 года средние цены на автомобили практически точно следовали для динамики заработной платы.

Сравнение совокупного индекса цен на автомобили и динамики заработной платы (на уровне 2014 года = 100) показывает, что после периода относительно динамичного роста цен на автомобили в 2004-2007 годах, а затем и значительных скидок во время кризиса, с 2010 года средние цены на автомобили практически точно следовали для динамики заработной платы

Интересную информацию дает анализ средних цен транспортных средств по производителям (см. Таблицу). С 2004 года средние цены на автомобили марок Hyundai, VW и Toyota выросли примерно вдвое, а в Nissan средняя цена снизилась на 7,5%. Однако следует иметь в виду, что значение индекса определяется структурой продаж, а не постоянным ростом цен, например, на гольф или ярис. Можно предположить, что Hyundai и Volkswagen продают все больше и больше автомобилей более высоких классов, а французы сосредоточились на автомобилях эконом-классов.

Годовая динамика индекса samarDNB демонстрирует достаточно высокую волатильность, что обусловлено структурой компонентов индекса - ценами всех новых автомобилей, продаваемых на внутреннем рынке. Однако, несмотря на столь значительную волатильность, долгосрочная тенденция указывает на увеличение индекса примерно на 2% в годовом исчислении. Самар предостерегает от поспешных выводов, основанных на ежемесячных данных, что чревато сезонностью, но скорее предлагает наблюдать за годовой динамикой.

Самар напоминает тезис о том, что местоположение производства автомобилей зависит от уровня внутренних продаж. Последнее в Польше статистически слишком мало, если сравнивать продажи новых автомобилей с зарегистрированными. По словам Самара, продажи новых автомобилей в Польше должны быть в два раза выше, чем в настоящее время.